Вернуться
Криммер, Эдуард Михайлович (Krimmer, Eduard; 1900-1974)
Криммер, Эдуард Михайлович (Krimmer, Eduard; 1900-1974)
Годы жизни
1900-1974 (г. Николаев - Ленинград)
Иные имена
Биография
Выдающийся художник универсального дарования: график, живописец, сценограф, дизайнер, мастер прикладного искусства (стекло, фарфор, керамика), скульптор, искусствовед. Единственный художник, представленный в ГРМ во всех перечисленных «номинациях». Одним из первых художников прикладного искусства получил звание Заслуженный художник РСФСР (1967 г.). Лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина (1970 г.). Член Декоративного совета СХ СССР, член правления СХ РСФСР и ЛОСХ, делегат всех съездов художников СССР и РСФСР. Формально не входил ни в одно творческое объединение, но духовно был близок и ряд лет (1925-1935) сотрудничал с К.С. Малевичем и художниками его «круга» (К. Рождественским, Л. Юдиным, Н. Суетиным, А. Лепорской, П. Кодратьевым, В. Курдовым и др.). К.С. Малевич высоко оценивал работы Криммера: «Криммер рисует очень хорошо. Его рисунки относятся к Сезанновской категории. Хочется, чтобы он сохранил свою индивидуальность в колорите и цвете» (25.02.1929). В 1917-1918 гг. принимает участие в оформлении спектаклей в г. Николаеве и создании модных в те годы крупных революционных фресок. 1918-1922 гг. — учеба в Одесском Художественном институте на факультете театрально-декорационного искусства. (Создает эскизы декораций к пьесам Мольера и Евреинова (ГРМ). В 1923 г. переезжает в Петроград. Работает в издательстве «Радуга», журналах «Чиж» и « Ёж», сотрудничает с Д. Хармсом, Н. Заболоцким, С. Маршаком, Ю. Васнецовым, В. Лебедевым, К. Рудаковым, В. Ермолаевой, В. Курдовым. Выходит около 30 книг с иллюстрациями Э. Криммера. (ГРМ). В 1932 г. одним из первых вступает в ЛССХ. 1923-1939 гг. — работал в области дизайна, руководил модельно-проектировочной мастерской по конструированию мебели. Совместно с К. Рождественским проектировал центральную установку «Конституция СССР» для Всемирной выставки в Нью-Йорке. 1929-1935 гг. — сотрудничал с рядом театров, ТРАМ — БДТ, Красный театр и др. Делал декорации и костюмы к спектаклям «Баня», «Ревизор», «Джон Рид», «Наталья Тарпова», «Больная жизнь», «Новая родина» и др. 1935-1937 гг. — работал на «Ленфильме» и Киевской киностудии («Большие крылья», «Строгий юноша»). С 1927 г. участвовал в десятках выставок графического и театрально-декорационного искусства. 1941-1945 гг. — участвовал в Великой Отечественной войне в должности начальника маскировочной службы 8-й авиабазы ВВС Краснознаменного Балтийского фронта. Имеет боевые награды. Подготавливал книгу-альбом рисунков «Маскировка самолетов». В 1946-1948 гг. Э.М. Криммер работал в книжной графике, создал серию автолитографий к произведениям А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Вышли массовым тиражом (100.000 экз.) наборы открыток с иллюстрациями Э. Криммера, получившие высокую оценку специалистов. В письмах к Криммеру Д.И. Митрохин отмечает: «Ваши литографии к сказкам Пушкина доставили мне большую радость... Как хорошо выдуманы и красивы по колориту рисунки! Благодарен Вам бесконечно» Аналогичную оценку этим работам дает в письме к Криммеру и академик живописи А. Гончаров. С 1948 г. начинается сотрудничество Криммера с В.И. Мухиной и Н.Н. Качаловым на заводе художественного стекла. Уже первые работы Криммера в стекле показывают огромные творческие возможности художника в этой сфере искусства, несут в себе элементы зрелого мастерства и оригинального мышления. В.И. Мухина, оценивая произведения Криммера, пишет: «Художник, работающий в области стекла, должен ощущать объемную форму и быть графиком. Это сочетание очень редко. К счастью, Криммер, помимо указанных свойств, обладает большой изобретательностью и новаторством. Эти свойства позволили Криммеру в короткий срок освоить сложную стекольную технологию и дать ряд очень интересных работ. Его прекрасное графическое чувство умело руководит им в создании новых образцов декоративного и бытового стекла» (1949). За короткий срок работы на заводе художественного стекла (1948-1950 гг.) Криммером создано более 120 произведений. В книге «Невский хрусталь» (1984 г.) известные искусствоведы Н.В. Воронов и М.М. Дубова так оценивают работы Криммера: «Среди художников старшего поколения, работавших на заводе художественного стекла, первым следует отметить Криммера. Теперь ясно видно, что Криммер шел впереди своего времени. Он предвосхитил тот стиль, который распространился в декоративном искусстве в начале 1960-х годов. Вещи художника в стекле и сегодня смотрятся современно. Криммер же создал наиболее удачные для тех лет рисунки силикатными красками. Н.Н. Качалов в книге «Стекло» ставит Э. Криммера в ряд крупнейших художников страны П. Корина, В. Мухиной, Н. Тырсы и др.» С 1950 г. и, фактически, до конца жизни, Криммер был связан с фарфоровым заводом им. М.В. Ломоносова. Здесь работали его друзья, ученики К. Малевича Н. Суетин (он был главным художником завода), и А. Лепорская. В первые же годы работы в фарфоре Криммер создал произведения, поставившие его в ряд лучших художников-керамистов страны. В Криммере счастливо сочетались дарования скульптора и живописца, графика и архитектора, конструктора и инженера. Казалось бы, трудно привнести что-то новое в традиционные, существующие уже не одно тысячелетие формы ваз, чайников, кувшинов и других бытовых предметов. Однако, неистощимая фантазия, острая выдумка, мягкий юмор и, конечно, талант, позволили художнику создать уникальные, запоминающиеся произведения, отличающиеся яркой декоративностью, динамичностью, оптимизмом и новаторством. Диапазон его работ в фарфоре поистине безграничен. Среди произведений Криммера — монументальные фарфоровые вазы (высотой более 2-х метров) и миниатюрные туалетные наборы, знаменитые самовары-чайники («Пара чаю») и грандиозная фарфоровая люстра, украшавшая Ленинградский павильон на ВДНХ, скульптурные сосуды («Бык», «Петух», «Медведь» и др.) и многочисленные сервизы из традиционного и костяного фарфора, декоративные настенные пласты и сувенирные скульптуры. Сам художник из этого многообразия выделал три основных направления своей работы в фарфоре: большие уникальные вазы, сервизные изделия и скульптурные сосуды в традициях народного искусства. В каждом из указанных направлений Криммер создал высокохудожественные произведения, многие из которых определили путь развития и современное лицо декоративно-прикладного искусства России. Крупнейший авторитет в области декоративного искусства профессор А.В. Салтыков в книге «Избранные труды» (1962 г.) так оценивает вазы Криммера: «Крупные, декоративные вазы Криммера — глубоко продуманные синтетические произведения, в которых широкая общая идея выражается разными средствами живописи, скульптуры, сосудистых и архитектурных объемов. Хорошо рассчитанные в пропорциях и силуэтах, они представляют одно из самых интересных явлений в истории русского вазового искусства вообще». Практически все произведения Криммера в фарфоре отличаются целостностью единого художественного решения. Роспись создана художником в полном соответствии с пространственными и ритмическими свойствами формы сосуда, вазы или сервиза. В них сочетается высокая художественная культура, основанная на вдумчивом освоении русского художественного наследия и лучших образнов современного мирового декоративно-прикладного искусства. В прикладном искусстве Э.М. Криммер часто выступает не только в качестве скульптора, (автора форм сосуда или сервиза), и художника (автора росписи), но и как искусствовед и литератор, увлекательно и поэтически комментируя творческий процесс. Вот как он описывает работу над одним из самых известных классических сервизов «Березка», получившим ряд почетных наград на международных выставках декоративно-прикладного искусства: «Вероятно, тропические леса великолепны, ледники величественны, но я люблю березовые рощи и порожденную этим родным и скромным пейзажем поэзию и музыку. Меня всегда тянуло к народным источникам, и я перевел это чувство наполненной формы, свойственной народному искусству, на изысканный язык фарфора, материала драгоценного, хрупкого, требующего лаконичного силуэта. Пока я работал над формой, постепенно, как на негативе во время проявления, конкретизировалась тема «березки». Живописец, рисовальщик легко бы изобразил эту тему на холсте или бумаге. Художник фарфора работает в искусстве более условном, где образное начало не должно превалировать над утилитарным. Приходится выбирать из множества элементов пейзажа только одну-две самые выразительные детали, и через них, приводя их в определенное ритмическое состояние, создавать орнаментальный рисунок в соответствии с характером сосуда. Я выбрал такими декоративными элементами пейзажа березовой рощи черточки на бересте, расположив их по сосудам сервиза в прихотливом, но законном ритме, а сам белый фарфор стал белизной березки, и тем самым, обогатил содержание образа». Искусствоведческое наследие Э.М. Криммера, включающее в себя опубликованные статьи, выступления на съездах художников, письма, (хранящиеся в Русском музее) и рукописи, исключительно интересно не только с профессиональной точки зрения, но и с познавательной, исторической и литературной. В них ярко проявлены неординарность мышления, глубина мысли, высокая нравственность, эмоциональность, оптимизм и явные литературные способности. Характерны в этом отношении письма Криммера своему другу Е. Шеир, часть из которых опубликована в 1991 г. в сборнике «Советская графика» (автор Н.М. Кулешова). Написанные бегло, карандашом, на небольших листках бумаги, часто в поле, на этюдах, а во время войны и в землянке, они читаются с огромным интересом. Произведения Э.М. Криммера экспонировались на всех крупных советских и международных выставках прикладного искусства, удостаиваясь там дипломов и медалей: в 1956, 1957, 1961 годах на Всесоюзных выставках прикладного искусства художник был отмечен Дипломами 1-й степени, в 1958 г. на Всемирной выставке в Брюсселе за сервиз «Золотые петельки» Э.М. Криммер удостоился «Диплома почета» и большой Золотой медали, в 1962 г. на Международной выставке керамики в Праге ему присуждена Серебряная медаль. Произведения Э.М. Криммера — графика, эскизы декораций, стекло и фарфор представлены в крупнейших музеях страны и мира, в том числе в Русском музее около 200 произведений. В. Царицы, 15.08.2004. Произведения: Кофейный сервиз «Золотой букет» 1953-1954 гг. Чайный сервиз «Золотой букет» 1954 г. Графин для вина со звуковым эффектом «Веселый самоварчик» с двумя чарочками. 1954 г. Графин — куманец со звуковым эффектом «Жар-птица» 1954 г. Графин для вина со звуковым эффектом «Жар-птица» 1954 г. Ваза для цветов «Трилистник» 1955г. Ваза для цветов «Веерная» 1955 г, Чайный сервиз «Волна» 1955 г. Туалетный прибор «Русские сказки» — флаконы: «Царевна-лебедь», «Золотая рыбка», «Царевна-лягушка»; вазы: «Месяц ясный», «Солнце красное»; лоток, пудреница с крышкой с рельефным цветком, кремница с крышкой с рельефным цветком 1955-1956 гг. Ваза «Юбилейная. К. сорокалетию Советской власти» 1957 г. Графин для вина «Петух» 1957 г. Графин для вина «Сокол» 1957 г. Подарочный комплект «Новгородский» 1960 г. Чайно-кофейный сервиз «Солнце» 1961 г. Бокал с блюдцем «Ленинградский» 1964 г. Чашка с блюдцем «Сорокаграммовая» 1965 г. Чайник сувенирный «Трактирный» 1966 г. Скульптура «Голубь» 1966 г. Скульптуры «Голуби» 1966 г. Чайный комплект «Семейная» 1967 г. Чашка с блюдцем «Майская» 1967 г. Сервиз «Два колечка» 1968 г. Ваза «К 225-летию завода» 1968-1969 гг. Сервиз «Волна — 2» для костяного фарфора. 1971 г. Чашка с блюдцем «Черный кофе» Источник: Петрова Н.С. Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. 1944-2004 : [в 2 т.] / Н. С. Петрова; под науч. ред. В. В. Знаменова. - СПб; М.: Изд. группа "Санкт-Петербург Оркестр" : Global View, 2006 - 2007. - Т. 1. - 2006. - 718 с.: ил.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 952
Автор формы: Криммер, Эдуард Михайлович (1900-1974); Автор росписи: Скворцов, Алексей Александрович (1891-1977); Автор росписи: Юсипенко, Владимир Андроникович (1913-1982) Ваза с портретом И.В. Сталина ("Юбилейная") 1952 г.
Автор формы: Криммер, Эдуард Михайлович (1900-1974); Автор росписи: Протопопова, Людмила Викторовна (1906-1981) Бокал "Юбилейный" 1951 г.
Автор формы: Криммер, Эдуард Михайлович (1900-1974); Автор росписи: Протопопова, Людмила Викторовна (1906-1981) Чашка с блюдцем "Северная" 1960 г.
Автор формы: Криммер, Эдуард Михайлович (1900-1974); Автор росписи: Протопопова, Людмила Викторовна (1906-1981) Чашка с блюдцем "Ленинградские пейзажи" 1960 г.
Автор формы: Криммер, Эдуард Михайлович (1900-1974); Автор росписи: Скворцов, Алексей Александрович (1891-1977); Автор росписи: Ризнич, Иван Иванович (1908-1998); Автор росписи: Протопопова, Людмила Викторовна (1906-1981); Автор росписи: Яцкевич, Анна Адамовна (1904-1952); Автор росписи: Юсипенко, Владимир Андроникович (1913-1982) Ваза с портретом В.И. Ленина 1951 г.
Автор формы: Криммер, Эдуард Михайлович (1900-1974); Автор росписи: Скворцов, Алексей Александрович (1891-1977); Автор росписи: Лебединская, Лидия Ивановна (1908-1983); Автор росписи: Протопопова, Людмила Викторовна (1906-1981); Автор росписи: Яцкевич, Анна Адамовна (1904-1952); Автор росписи: Юсипенко, Владимир Андроникович (1913-1982) Ваза с портретом И.В. Сталина 1951 г.
Показать все